НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

К ИЗУЧЕНИЮ БРЕМЕНИ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

П. Т. Петрюк

* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т. К изучению бремени психических и поведенческих расстройств // Економічні аспекти в управлінні охорони здоров’я: Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю. — Харків, 2004. — С. 83–87.

Психические и поведенческие расстройства оказывают значительное воздействие на отдельных людей, семьи, коллективы и общество. Люди страдают от симптомов таких нарушений, от невозможности принимать участие в работе и отдыхе, а также зачастую в результате стигматизации и дискриминации. Они обеспокоены тем, что не могут нести ответственность за свои семьи и отношения с друзьями, и боятся того, что они могут стать бременем для других.

Доказано, что в одной из четырёх семей есть, по меньшей мере, один член, который страдает в данное время психическим или поведенческим расстройством. Эти семьи, обеспечивающие физическую и эмоциональную поддержку, должны на себе нести и ярмо стигматизации и дискриминации, которые характерны для всех регионов мира, в том числе и для Украины. Бремя, выпадающее на долю семей, бывает различным и варьирует от экономических трудностей до эмоциональной реакции на болезнь, и может выражаться в стрессе, связанном с беспокойным поведением, нарушением первичного домашнего уклада и ограничениями социальной деятельности (WHO, 1997). Расходы по лечению психических расстройств нередко берёт на себя семья, поскольку страховка в таких случаях либо вообще не существует, либо существует, но не покрывает затраты на лечение, либо бюджетного финансирования не хватает на проведение полноценного курса лечения.

Помимо вышеупомянутого непосредственного бремени, необходимо учитывать также утраченные возможности. Семьи, в которых член (или несколько членов) семьи страдают от психического расстройства, вынуждены идти на особые меры и компромиссы, которые препятствуют тому, чтобы другие члены семьи полностью реализовали имеющийся у них потенциал в отношении работы, социальных взаимоотношений и отдыха (S. K. Gallagher, D. Mechanic, 1996). Эти гуманитарные аспекты бремени психических расстройств чрезвычайно трудно поддаются оценке и количественному измерению, хотя они очень важны. Семьям приходится зачастую уделять очень много времени для ухода за страдающим психическим расстройством родственником и нести экономические, социальные и моральные издержки ввиду того, что он не может в полной мере помогать семье. Наряду с этим, существует также постоянная угроза того, что неожиданный рецидив заболевания может привести к неожиданному и непредсказуемому нарушению уклада жизни для других членов семьи (П. Т. Петрюк, А. В. Канищев, В. Н. Шевелёв и соавт., 2001).

Воздействие психических расстройств на общество многообразно и обширно. При этом, прежде всего, следует учитывать стоимость предоставления необходимой помощи, утрату производительных возможностей, а также некоторые юридические проблемы (противоправное поведение, включая акты насилия).

Особой разновидностью бремени является бремя, связанное со здоровьем, которое традиционно измерялось в национальной и международной статистике здравоохранения лишь с точки зрения заболеваемости, распространённости болезней и смертности. Эти показатели в полной мере соответствуют острым заболеваниям, которые приводят к смерти или заканчиваются выздоровлением, поэтому их использование в отношении хронических, в том числе психических и поведенческих расстройств, которые чаще приводят к инвалидности, чем к преждевременной смерти, связано с серьёзными ограничениями (WHO, 2001).

Одним из видов учёта хронических параметров расстройств и вызываемой ими инвалидности, является оценка глобального бремени болезней (GBD), которая была впервые произведена в 1993 году Гарвардской школой общественного здравоохранения при сотрудничестве со Всемирным банком и ВОЗ. Помимо подготовки наиболее полного и последовательного набора расчётов, касающихся заболеваемости и смертности по возрасту, полу, региону, который когда-либо был подготовлен, GBD ввела также новый метрический показатель — годы жизни, скорректированные на инвалидность (DALY) — с тем, чтобы в количественном выражении определить бремя болезней (C. J. L. Murray, A. D. Lopez, 1996). DALY для определённого заболевания представляет собой сумму лет жизни, потерянных в связи с преждевременной смертностью (YLL) в одной группе населения, и лет жизни, потерянных в связи с инвалидностью (YLD) для отдельных случаев какого-то состояния. DALY — это специальный показатель для измерения разрыва в состоянии здоровья, который расширяет концепцию лет жизни, утерянных в связи с преждевременной смертностью (DYLL), с тем чтобы включить эквивалентные годы «здоровой» жизни, потерянной в таком состоянии, которое в широком смысле этого термина определяется как инвалидность.

По расчётам, проведённым в 2000 году, психические и неврологические расстройства составляли 12,3% в отношении количества лет жизни с коррекцией на инвалидность (DALYs), которые были утеряны в результате всех заболеваний и травм. Три нейропсихических состояниях (униполярные депрессивные расстройства, нанесение себе травмы, расстройства, связанные с употреблением алкоголя) входят в 20 ведущих причин DALYs для всех возрастов и занимает шестое место в возрастной группе 15–44 лет. Прогноз тенденций указывает на то, что это бремя будет расти в будущем. Так, к 2020 году оно возрастёт до 15% (C. J. L. Murray, A. D. Lopez, 1996).

С учётом лишь компонента инвалидности в отношении бремени в целом GBD 2000 исходит из того, что психические и неврологические расстройства охватывают до 30,8% всех лет, прожитых с инвалидностью (YLD). На самом деле депрессия приводит к инвалидности и составляет зачастую более 12% от всех видов инвалидности. Шесть нейропсихических расстройств, которые входят в число 20 причин инвалидности (YLD) в мире, составляют униполярные депрессивные расстройства, нарушения, связанные с употреблением алкоголя, шизофрения, биполярные аффективные расстройства, болезнь Альцгеймера и другие деменции, а также мигрень (WHO, 2001).

Вне сомнения, расчёты DALY и YLD значительно помогают уточнить бремя психических и поведенческих расстройств, но не решают этой сложной проблемы в целом, что, как нам кажется, связано с недостаточным опытом и ограниченностью применения данного подхода в решении упомянутой проблемы.



© «Новости украинской психиатрии», 2013
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211