НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ЛИСТЬЕВ КАТА И ИХ СВЯЗЬ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВНОСТЬЮ

Р. Б. Брагин, А. И. Брагина

* Публикуется по изданию:
Брагин Р. Б., Брагина А. И. Сексуальные расстройства при употреблении листьев ката и их связь с психическими расстройствами и патологической ревностью // Социально-психологические и медицинские аспекты брака и семьи: Тезисы докладов III областной научно-практической конференции сексопатологов. — Харьков, 1987. — С. 275–277.

В Восточной Африке и на Аравийском полуострове произрастает кустарник кат (Catha edulis), листья которого обладают психостимулирующими и психотоксическими действиями. Эти эффекты ката связывают с алкалоидами катиноном и катином. Однократное употребление ката сопровождается у мужчин кратковременными расстройствами сексуальной функции, а систематическое — приводит к её стойким нарушениям, вплоть до импотенции. Характерно, что кат оказывает диссоциированное действие на половую деятельность, вызывая одновременно повышение либидо (вероятно, за счёт центрального стимулирующего эффекта) и невозможность полноценной эрекции (вероятно, за счёт периферического эффекта). Нельзя исключить, что в связи с такого рода разносторонним действием ката на сексуальную сферу, до последнего времени существовала культурально-этническая установка, санкционировавшая употребление ката мужчинами и запрещавшая женщинам. Опрашивая жевателей, мы отметили, что непосредственно после жевания ката обычно возникают пластичные сексуальные представления, а во время сна — сновидения с навязчиво-тягостным повторением незавершённых эротических сцен. Кроме того, отмеченные переживания сопровождаются спонтанной сперматореей и вызывают сексуальное напряжение на длительное время.

Анализ клинических и анамнестических данных у группы больных с интоксикационными нарушениями катового генеза показал: что многолетнее употребление ката приводит на первых этапах к возникновению неврозо- и психопатоподобных расстройств. Безусловно, эти расстройства являются в основном результатом хронической интоксикации, однако в их развитии несомненную роль играют также описанные выше своеобразные сексуальные переживания и расстройства как психогенно-дестабилизирующий фактор. Формирующееся на дальнейших этапах устойчивое расстройство потенции способствует углублению уже имеющихся неврозо- и психопатоподобных нарушений, а в отдельных случаях — является патогенетическим звеном в развитии патологических форм ревности.

В одном из регионов произрастания ката мы наблюдали 13 случаев патологической ревности у потребителей листьев этого растения. Важно подчеркнуть, что, во-первых, в данном регионе ревность чрезвычайно редко встречается как содержание психопатологических переживаний (по крайней мере, среди обращающихся за медицинской помощью пациентов), во-вторых, больные в преморбиде не обнаруживали нетрадиционных форм поведения в вопросах супружеской верности, в-третьих, ревность проявлялась у них на фоне развившегося снижения потенции в сексуально-активном возрасте.

Анализ данных случаев позволил сделать следующие выводы:

  1. Существует определённая зависимость между длительностью и частотой употребления ката — с одной стороны, и формой проявления ревности — с другой.
  2. Многолетнее, но нечастое употребление умеренных доз ката может привести к формированию периодически проявляющейся сверхценной ревности; при частом и длительном потреблении умеренных количеств ката наблюдается смена сверхценных идей паранойяльным бредом. При особо интенсивном потреблении ката у регулярных жевателей в некоторых случаях возникает острый интоксикационный психоз, в котором ревность составляет часть содержания бредовых и иллюзорно-галлюцинаторных расстройств.
  3. Сверхценная ревность обычно проявляется на фоне неврозоподобных и характерологических расстройств (раздражительность–тревожность–подозрительность), свидетельствующих об относительно негрубой хронической интоксикации, а бред ревности — обычно сочетается с более выраженными психотоксическими (вероятно, психоорганическими) нарушениями.


© «Новости украинской психиатрии», 2004
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211