НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Книги »  Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии »

КЛИНИЧЕСКИЕ, НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ТОПИЛЕПСИНОМ БОЛЬНЫХ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Л. М. Маркозова, В. В. Туманова, Л. Н. Пайкова

Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины, г. Харьков

* Электронная публикация:
Маркозова Л. М., Туманова В. В., Пайкова Л. Н. Клинические, нейрофизиологические и психофизиологические критерии эффективности лечения топилепсином больных с алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии: Сборник научных работ Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины и Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи), посвящённый 210-летию Сабуровой дачи / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, А. Н. Бачерикова. — Киев–Харьков, 2010. — Т. 5. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/books/actual/paper063.htm.

Актуальным продолжает оставаться проблема поиска новых антикиндлинговых препаратов при лечении лиц с алкогольной зависимостью. В связи с этим представляется целесообразным изучить клинико-нейро- и психофизиологические особенности влияния топилепсина в динамике купирования проявлений состояния отмены алкоголя.

Работа выполнена на 20 больных в состоянии отмены алкоголя, основная группа принимала топилепсин в дозе 50–100 мг/сут в течение 28 дней, контрольная — карбамазепин в дозе 40–60 мг/сут также в течение 28 дней. Проводилось клинико-психопатологическое (в 4-бальной системе), нейрофизиологическое и психофизиологическое обследование больных в динамике лечения. Использованы методы: анамнестический, клинико-психопатологический, статистический, электроэнцефалография, эхоэнцефалография, определялись уровни личностной и реактивной тревожности по Спилбергеру, тревога и депрессия по шкале HADS, внимание и переключение внимания — по таблицам Шульте, оперативная и зрительная память — по Рыбакову.

Установлено, что возраст больных основной группы составил 34±2,9 лет; отягощённая наследственность алкоголизмом отца имела место у 20% больных; в разводе по причине алкоголизации больного состоят 70%, внутрисемейные отношения нарушены у 10%, остальные — в браке не состояли; множественные ЧМТ имела половина больных (с утратой сознания — 40%). Первое знакомство с алкоголем происходило в 16±1,0 лет; суточная доза — 1,5±0,19 л; длительность формирования состояния отмены алкоголя составила 6±0,79 лет; алкогольный стаж составил 9,8±2,9 лет; в 80% случаев форма пьянства — запойная, в остальных — перемежающаяся; алкогольная амнезия имеет место у 90% больных; эпиприпадки на высоте состояния отмены алкоголя — у 20%; у половины больных имели место алкогольные эксцессы в стационаре; лишь 30% лечатся впервые. До лечения у больных основной группы имели место выраженная или умеренно выраженная тревога, депрессия, раздражительность, ажитация, апатия, нарушение сна вплоть до асомнии, у 20% больных имели место преходящие зрительные галлюцинации, проявления соматовегетативного компонента состояния отмены алкоголя. Средний балл выраженности проявлений состояния отмены алкоголя составил в первые сутки 42 балла. При нейрофизиологическом исследовании установлено, что в 20% случаях наблюдался организованный тип ЭЭГ, у 60% — десинхронный, у 20% — дезорганизованный. Значительные нарушения паттернов ЭЭГ имели место у 40% лиц, умеренные — у 60%. Склонность к пароксизмальным проявлениям наблюдалась у 60% пациентов. Признаки нарушений в эмоционально-мотивационной сфере и сформированной алкогольной зависимости имели место у всех больных. По данным ЭхоЭЭГ, у 80% наблюдались явления выраженной ликворной гипертензии и ликворной дистонии, у остальных — незначительно выраженной. Отмечались нарушения эмоциональной сферы — преимущественно высокие уровни личностной тревожности и реактивной тревожности (43±4 и 46,5±7 баллов соответственно), выявлены субклинически и клинически выраженные тревога и депрессия, снижение оценки качества жизни (78,5±7 баллов). У этих больных внимание было в норме (тест выполняли за 36±2 с), а способность к концентрации и переключению внимания — снижена. При сохранной зрительной памяти (норма) была снижена оперативная память (запоминали 2,8±0,6 фигур из 6).

После лечения топилепсином происходило нивелирование тревоги, депрессии, раздражительности, исчезала ажитация в первые 3–5 суток. Средний балл выраженности проявлений состояния отмены алкоголя на 3-и и 7-е сутки соответственно составил 11,3 и 3 балла. Таким образом, купирование основных проявлений состояния отмены алкоголя происходило у 80% больных на 5–7-е сутки. При нейрофизиологическом исследовании установлено повышение числа больных с организованным типом ЭЭГ с 20% до 25%; уменьшение числа лиц со значительными нарушениями паттернов ЭЭГ с 40% до 25%, увеличение количества пациентов с умеренными нарушениями паттернов ЭЭГ с 60% до 75%. Склонность к пароксизмальным проявлениям наблюдалась у 75% больных. Отмечались позитивные изменения функционального состояния мозга у 75% лиц. По данным ЭхоЭЭГ, количество больных с выраженной ликворной гипертензией и дистонией снизились с 80% до 25%. Произошло увеличение уровней личностной и реактивной тревожности с 43±4 и 46,5±7 до 50±7 и 49±5 баллов соответственно. Функция внимания оставалась прежней, способность к концентрации и переключению внимания улучшалась — время выполнения теста снизилось со 166±13 до 145±1,5 с. Улучшалась зрительная память — переходила с нормальных на высокие показатели, но особенно существенно улучшалась оперативная память: число запоминаемых фигур увеличилось с 2,8±0,6 до 5,0±0,0 (p <  0,01). По нашим наблюдениям, топилепсин оказывал нейропротекторное действие — улучшал когнитивные функции: об этом свидетельствовало увеличение скорости протекания нервных процессов головном мозга, и как следствие — улучшение способности к концентрации и переключению внимания, увеличение объёма оперативной памяти и зрительной памяти. Таким образом, улучшение клинико-нейрофизиологических показателей и когнитивных функций обусловливало повышение оценки больными качества своей жизни (с 78,5±7 до 90±9 баллов).

Таким образом, выявленные после лечения топилепсином изменения функционального состояния мозга, снижение числа лиц с выраженной ликворной гипертензией и дистонией, улучшение когнитивных функций, повышение оценки больными качества своей жизни можно рассматривать как клинико-нейрофизиологические и психофизиологические критерии эффективности применения топилепсина при лечении лиц с алкогольной зависимостью. На основании наблюдаемого при этом увеличения числа лиц со склонностью к пароксизмальным явлениям можно предположить, что именно пароксизмальные процессы лежат в основе нейрофизиологических механизмов наблюдаемых положительных изменений. В результате работы были разработаны схемы лечения топилепсином лиц с алкогольной зависимостью (оптимальная доза — 100 мг топилепсина в сутки в два приёма).



© «Новости украинской психиатрии», 2010
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211